Демотиватор, в самом общем смысле, — это «картинка в черной рамке с подписью снизу». Именно так определяют демотиватор в большинстве случаев. Однако не всё так просто – далеко не каждое изображение сгодится на роль демотивирующего, да и подпись должна быть подобрана с умом. И само слово «демотиватор» (то есть, буквально, анти-мотиватор, не-мотивирующее изображение) уже означает, что картинка и слоган к ней просто обязаны вызывать у зрителя определенные эмоции.
Первые демотиваторы стали своеобразной пародией на приевшиеся на Западе мотивационные постеры (так называемые мотиваторы). Эти постеры, чем-то отдаленно напоминающие агитплакаты времен СССР, отличались неизменной скучностью и вместо боевого настроения и желания работать вызывали почему-то неудержимую зевоту. Поэтому мода пародировать такие постеры распространилась, что называется, с бешеной скоростью. Самый простой способ пародирования заключался в составлении точно такого же стандарта постеров, однако призванных вызывать вместо волн позитива неумолимую тоску, отчаяние и «печальку». Эти постеры и стали первыми демотиваторами – прообразом современных «демов».
Тематика демотиваторов расширялась, приобретая все большую популярность. Не последнюю роль в этом процессе сыграла американская фирма под названием Despair – ее владельцы продавали демотивационные постеры через свой сайт, а чуть позже расширили функционал ресурса, чтобы дать возможность заглянувшему создать свой собственный демотиватор. Принятые на ресурсе стандарты и стали жестко закрепленными для всех демотиваторов.
Итак, демотиватор – это квадрат черного цвета, на котором размещается картинка. В картинке обязательно должно быть нечто смешное, комическое, нелепое или глупое. Ниже картинки располагается так называемый лозунг – набранное крупным шрифтом пояснение к изображению. Большинство пояснений бьют, что называется, не в бровь, а в глаз – и поэтому быстро становятся мемами. Под лозунгом обычно помещают пояснение, которое призвано растолковать идею лозунга подробнее. Иногда пояснение опускают, что не соответствует канонам построения классического демотиватора. Всё это вместе – картинка, лозунг и пояснение – призваны высмеять какую-либо инициативу, прояснить глупость того или иного высказывания, закона, фотографии и т.д., до бесконечности – и, конечно, не только вызвать у зрителя насмешку, но и заставить его задуматься о том, куда катится этот бренный мир.