Как-то так повелось, что слово «демотиватор» в сегодняшнем Интернете можно встретить гораздо чаще, чем «мотиватор». А, между тем, современные демотиваторы – это как раз жесткая, полная неумолимого сарказма и всепробивающей иронии пародия на мотивационные постеры. Такой вот плакатик, где на милом голубом фоне изображен один миг из счастливой жизни людей, котят или щеночков, по замыслу создателей должен призывать к повсеместному творению добра и любви к ближним. Однако же, попав во Всемирную паутину, бедолаги-мотиваторы быстро обрели свою «темную сторону». А если учесть, что в современном обществе грубый циничный юмор ценится куда выше, чем доброе слово, то популярность демотиваторов легко объяснить.
Схема демотиватора та же, что и у его «старшего брата» — картинка+подпись к ней. Однако нежный голубой фон заменяется на зловещий черный, вместо призыва ко всеобщему благу и любви – пропаганда ненависти, указание на унылость и бренность жизни и прочие отрицательные эмоции. Впрочем, сегодня многие демотиваторы уже лишились своей прежней ядовитости и представляют собой грубые поделки, плод воображения обиженных школьников, где вместо отточенного сарказма можно встретить просто нелепую насмешку.
Основное отличие демотиваторов от мотиваторов заключается именно в способе подачи материала. Широко распространено мнение, что для демотиватора должна использоваться исключительно пошлая или отвратительная картинка – мол, это демотивирует, заставляет забыть о светлых целях и погрузиться в унылые размышления об ужасах этого мира. На самом деле, в качестве иллюстрации к демотиватору можно взять практически любую фотографию, хоть картинку из детского букваря (вспомните хотя бы небезызвестный «Ыр»). Вся соль – в подписи к иллюстрации. И вовсе ни к чему прямо указывать на бестолковость авторов картинки – достаточно кратко и емко «ткнуть в уязвимое место». Об остальном догадается зритель.